Талантливые дети - заслуга родителей!
Нужно уметь замечать признаки одаренности, а это не так просто. Музыкально одаренный ребенок не обязательно будет постоянно петь, а заложенные от природы способности к математике вовсе не выражаются в пристрастии к счету. С точки зрения психологии одаренность имеет как бы два значения — общие умственно-духовные способности и конкретные таланты. Общие способности ученые расшифровывают так: умение обобщать, рассуждать на отвлеченные темы, решать проблемы и учиться на собственном опыте. Несомненный признак некоторой одаренности — раннее развитие речи. Особенно, если ребенок почти сразу переходит от отдельных слов к простейшим предложениям. У таких детей и запас слов богаче, и речь выразительнее, они инстинктивно чувствуют оттенки и нюансы слова. Предложения у них длиннее и логичнее выстроены.
Многие малыши обладают прекрасным чувством юмора. У них хорошая память, и они очень изобретательны, в том числе и на шалости. Читать одаренные дети начинают, как правило, к четырем годам. Опытный глаз психолога выделит такого малыша даже в толпе — по острому взгляду и самостоятельному поведению.
Талант, даже большой, останется нераспознанным, если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений. Талант, не говоря уж о скромных поначалу способностях, о склонностях, проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее.
Не менее важен интерес родителей к тому, что делает ребенок. Малыш занимается чем-либо исключительно потому, что ему это нравится. Но если взрослый относится к его занятию с прохладцей, у малыша тоже пропадает интерес. Следовательно, нужно подмечать интерес и как можно больше уделять внимания занятиям ребенка в этом направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться.
Опаснее всего для врожденных способностей ребенка страх и неуверенность в себе. Страх мешает малышу познавать мир — изучать новые предметы, обстоятельства, положения. Но ведь именно освоение незнакомого стимулирует развитие способностей, ибо требует соображения, работы мысли.
Талант ребенка — это симбиоз врожденных качеств и воздействия окружения. Талант — вещь штучная. В каждом он вызревает по-своему. А вот рецепт помощи развитию талантов весьма схож: теплые отношения, доверие, любовь и интерес взрослых. Это срабатывает всегда. И это не зависит от состояния родительского кошелька.
Полезные советы для родителей по воспитанию талантливых и одарённых детей
Выявив одаренного или талантливого ребенка, не спешите «возводить его на трон необычности». Помните, что ему учиться, общаться взаимодействовать с нормальными детьми.
Будьте предельно внимательны к такому ребенку. Помните — одаренный или талантливый ребенок нуждается в индивидуальном подходе больше остальных детей.
Помогайте таким детям управлять своими способностями. Помните, что одаренным детям трудно нести груз своей одаренности.
Работайте совместно с семьей талантливого ребенка, попутно обучая родителей правильно себя вести со своим нестандартным ребенком. Помните, что они еще более беспомощны, чем их одаренные дети.
Используйте ярко выраженные способности одаренного ребенка в работе с другими детьми. Помните, этим вы формируете положительное отношение к нему со стороны сверстников.
Создавайте условия для развития способностей нестандартного ребенка. Помните, одаренный ребенок живет в своем замкнутом мире, не разрушайте его хрупкие границы.
Формируйте у ребенка правильное понимание своей исключительности: способности порождают не только права, но и обязанности перед одноклассниками, родителями, учителем. Помните, он такой же ребенок, как и все, и ему не нужен такой тяжелый груз ответственности.
Никогда не противопоставляйте успехи талантливого ребенка и обычного ученика. Помните, это не его заслуга, а маленькие успехи обычного ученика — плод его личных усилий.
Работая с талантливым учеником, старайтесь сами проявлять творчество. Помните, овладевая элементами творчества, вы становитесь ближе к одаренному ребенку.
|